Пятница, 03.05.2024, 07:27
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Реклама
Статистика
Вход на сайт
Поиск
Архив записей
института История возникновения развития судебных приставов. основные направления деятельности правовой статус сотрудников. принципы судебных приставов вопросы подчиненности на федеральном уровне структура уровне субъекта. Федеральной службы взаимодействие органами с правоохранительными службы судом. меры по повышению организационно-управленческие правовые эффективности деятельности брака заключения порядок Российской РФ Федерации Брачный возраст подробное описание брак вступлении медицинское освидетельствование при криминалистической веществ взрывных взрывчатых Возникновения зарождения история устройств взрывотехники Понятие задачи взрывотехнических изъятие Исследование Обнаружение объектов осмотр фиксация заключение госуда̣рственного за̣конность сфера упра̣вления. контроля Виды госуда̣рства деятельность и надзора. классификация Основные ̣ сфере государства. как принцип прокурорский контроль судебный его осуществления и способы Общественный контроль и на̣дзора Пра̣вовое регулирова̣ние ̣ за̣ деятельностью полиции. за̣ полицейской вид госуда̣рственного ка̣к особый на̣дзор Прокурорский деятельностью. правового проблема регулирования судебного
Главная » Статьи » Судебные приставы

Взаимодействие службы судебных приставов с правоохранительными органами и судом.

Взаимодействие службы судебных приставов с правоохранительными органами и судом.

 

Современный вопрос взаимодействия ФССП с другими правоохранительными органами и судом является очень важным, так как эффективность ее деятельности во многом определяется взаимодействием.

Термин «взаимодействие» широко используется и в теории и на практике, поскольку удачно отражает характер коллективных усилий различных правоохранительных органов при решении стоящих перед ними задач.

В широком смысле «взаимодействие» выступает как философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность. Поэтому для более ясного понимания термина «взаимодействие» применительно к данной теме, необходимо обратиться к значению, которое по своей сущности созвучно - это термин «координация» (от латинского «со-» совместно, «оrdinаtiо» - упорядочение, взаимосвязь, согласование), то есть взаимная, согласованная деятельность различных его субъектов, в данном случае Федеральной службы судебных приставов с правоохранительными органами.

Так, Лунев определяет координацию как согласование действий в целях скорейшего и наиболее правильного решения задач с наименьшей затратой сил, денежных средств и материальных ценностей. Маркелов под координацией деятельности правоохранительных органов по борьбе с правонарушениями понимает ее согласованность по цели, времени, месту и программе проведения[1].

Такая связь или взаимные действия возможны при наличии ряда условий. Во-первых, во взаимодействии должны участвовать как минимум два субъекта. Это означает, что каждый из участников должен ясно осознавать, что он является субъектом взаимодействия и выполняет возложенные функции совместно, с другим субъектом. Во-вторых, субъекты взаимодействия должны быть объединены общими целями и задачами. Разобщенность в целях и задачах ведет к потере смысла взаимодействия. Говоря о единстве задач и целей, необходимо отметить, что укрепление законности и правопорядка, борьба с преступностью являются едиными задачами для всех правоохранительных органов. В-третьих, взаимодействие основывается на согласованности действий во времени.

Помимо перечисленных условий необходимо учитывать ряд важных требований, предъявляемых к взаимодействию и отражающих сущность складывающихся в этой связи отношений.

Во-первых, взаимодействие должно основываться на основе строгого соблюдения требований законности, то есть осуществляться в соответствии с; предписаниями законов и подзаконных актов, регулирующих как совместную деятельность, так и порядок функционирования каждого органа в отдельности.

Во-вторых, взаимодействие не должно приводить к слиянию деятельности органов, то есть должно осуществляться в условиях четкого разграничения компетенций взаимодействующих правоохранительных органов. Необходимость разграничения обусловлена выполнением задачи обеспечения объективности и обоснованности проводимых мероприятий. В этой связи дознаватель (орган дознания) ФССП не имеет право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия.

Кроме того, ведущая роль во взаимодействии принадлежит ФССП России. Именно Служба в решении стоящих перед ней задач является непосредственным организатором, координатором и руководителем совместной деятельности органов[2].

Таким образом, взаимодействие ФССП России с другим органами при производстве дознания - это сложная, динамичная, непрерывная, взаимосвязанная и согласованная по месту, цели и времени деятельность, направленная на выполнение общей задачи укрепления законности, правопорядка и борьбы с преступностью.

Как отмечалось ранее, под правоохранительными органами следует понимать систему государственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Данную систему образуют: Генеральная прокуратура, органы дознания предварительного следствия, нотариат и некоторые другие.

Цель взаимодействия ФССП России с правоохранительными органами можно определить как укрепление законности и правопорядка. Отсюда вытекают следующие задачи взаимодействия:

  1. Сбор сведений о преступлениях, подследственных ФССП;
  2. Выявление совершаемых, совершенных и готовящихся к совершению преступлений, подследственных ФССП, установление обстоятельств им способствующих, лиц и совершающих, совершивших и готовящихся совершить, а также имеющих отношение к данным нарушениям закона;
  3. Принятие мер по фактическому пресечению данных преступлений против правосудия, условий, им способствующих и привлечению к уголовной ответственности виновных лиц;
  4. Охрана прав, свобод и законных интересов лиц, чьи законные интересы нарушены, нарушаются или готовятся нарушить;
  5. Предупреждение преступлений против правосудия, подследственных ФССП, повышение правовых знаний должностных лиц в процессе осуществления взаимодействия.

Наиболее тесно ФССП России взаимодействует с прокуратурой, судами, органами внутренних дел, налоговыми и таможенными органами.

Вопросы повышения эффективности взаимодействия служб судебных приставов с правоохранительными органами находится в центре внимания руководства ФССП России.

Для повышения эффективности ФССП с судейским сообществом и иными органами периодически подписываются соглашения о сотрудничестве, о взаимодействии, о создании различных совместных групп для решения отдельных вопросов.

Главным условием при производстве розыска должника должно стать безусловное первоочередное возмещение взыскателю расходов по розыску за счет средств должника независимо от того, каким лицом, работником государственного органа или частным детективом осуществлен розыск.

Очевидно, что розыск должника или его имущества наиболее предпочтительно для взыскателя осуществлять с помощью органов внутренних дел и ФССП России. Однако у взыскателя есть право обратиться и к иной - частной структуре - для защиты своих интересов.

К помощи органов внутренних дел ФССП России прибегает наиболее часто. И не случайно, так как полиция, формируясь в основном, по территориальному принципу, ближе других правоохранительных органов стоит к населению. Поэтому именно сюда поступает подавляющее большинство заявлений и сообщений о преступлениях, в том числе и подследственных ФССП, и именно работники милиции первыми принимают по ним должные меры реагирования. Именно поэтому милиция по праву считается основным органом дознания. А поскольку органы внутренних дел осуществляют и оперативно-розыскную деятельность, как средство реализации обязанностей по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений, милиция является органом, сочетающим как процессуальные функции - производства дознания и предварительного следствия, так и не процессуальные - осуществление оперативно-розыскной деятельности. ФССП России правом оперативно-розыскной работы не наделена, а потому нуждается в оперативном сопровождении органов внутренних дел.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство к органам дознания относит органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом, полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Кроме органов внутренних дел Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» наделяет такими полномочиями оперативные подразделения органов Федеральной службы безопасности, Федеральные органы государственной охраны, органы пограничной службы РФ, таможенные органы РФ, службы внешней разведки РФ и Министерства юстиции РФ.

Таким образом, органы дознания, перечисленные в п.1 ч.1 ст.40 УПК РФ, наряду с расследованием дела в форме дознания вправе производить оперативно-розыскную деятельность. Задачи подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, имеют много общего с задачами служб, проводящих расследование в форме дознания. Те и другие должны принимать меры по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, а также по выявлению и установлению лиц, скрывающихся от органов, производящих расследование. Полученные в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий данные имеют совсем другой характер, нежели те, которые получены при производстве следственных действий.

Учитывая сравнительно небольшой круг дел, по которым должностные лица службы судебных приставов выступают в качестве органа дознания, можно предположить, что необходимость в обращении к помощи оперативных подразделений других ведомств, в частности, органов внутренних дел может возникнуть в двух случаях:

1. Когда подозреваемый или обвиняемый скрылся, либо место его нахождения не установлено по иным причинам;

2. Когда при расследовании уголовного дела о незаконных действиях в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации, в ходе дознания это имущество или денежные средства (вклады) обнаружены не будут.

При наделении судебных приставов правом заниматься оперативно-розыскной работой в пределах их компетенции эффективность предварительного расследования, осуществляемого органами дознания ФССП, значительно бы возросла. Также это позволит сэкономить и без того недостаточное для. производства полноценного расследования время, затрачиваемое на мотивированное обращение с просьбой производства оперативно-розыскных мероприятий в иные правоохранительные органы, и направить его на поиск должника или скрываемого имущества.

Важно также отметить, что отсутствие законодательной регламентации прав судебных приставов производить оперативно-розыскные мероприятия не лучшим образом сказывается на качестве расследования уголовных дел, отнесенных законодателем к компетенции ФССП России. Необходимость осуществления мер по розыску имущества всегда присутствует при расследовании уголовных дел, возбужденных по признакам преступления, предусмотренного ст.312 УК РФ «незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту, либо подлежащего конфискации». Отсутствие же законодательного закрепления права на проведение оперативно-розыскных мероприятий не позволяет добиться высокой результативности при розыске скрываемого имущества.

Сотрудничество с органами внутренних дел всегда будет оправдываться при ведении местного и федерального розыска, а также работе с ориентировками. Участковые уполномоченные полиции обладают информацией о своих административных участках и могут реально содействовать поиску должника или его имущества. Тем не менее, необходимость наделить ФССП России правом производства оперативно-розыскной деятельности уже назрела. При проведении поиска должника и его имущества, осуществление процессуальных полномочий органа дознания по пяти статьям УК РФ явно недостаточно.

Необходимо продолжить работу по дальнейшему усилению взаимодействия службы судебных приставов с иными государственными органами, разработать и заключить совместные соглашения о взаимодействии с территориальными органами в субъектах Российской Федерации ФНС России, ФТС России, Пенсионным Фондом РФ, Росрегистрацией, Российским фондом федерального имущества, ГИБДД[3].

 


[1]              Симонов А.А. Место федеральной службы судебных приставов в системе правоохранительных органов России // ЮристЪ. – 2010. № 1. С. 111 – 115.

[2]              Симонов А.А. Место федеральной службы судебных приставов в системе правоохранительных органов России // ЮристЪ. – 2010. № 1. С. 111 – 115.

[3]              Александров А.А. Служба судебных приставов и кризисные явления российской экономики //Человек: преступление и наказание. 2009. № 4 (67). С. 127.

Категория: Судебные приставы | Добавил: Admin (07.12.2015) W
Просмотров: 8561 | Теги: с правоохранительными, службы, органами, судебных приставов, судом., взаимодействие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar