Пятница, 03.05.2024, 08:28
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Реклама
Статистика
Вход на сайт
Поиск
Архив записей
института История возникновения развития судебных приставов. основные направления деятельности правовой статус сотрудников. принципы судебных приставов вопросы подчиненности на федеральном уровне структура уровне субъекта. Федеральной службы взаимодействие органами с правоохранительными службы судом. меры по повышению организационно-управленческие правовые эффективности деятельности брака заключения порядок Российской РФ Федерации Брачный возраст подробное описание брак вступлении медицинское освидетельствование при криминалистической веществ взрывных взрывчатых Возникновения зарождения история устройств взрывотехники Понятие задачи взрывотехнических изъятие Исследование Обнаружение объектов осмотр фиксация заключение госуда̣рственного за̣конность сфера упра̣вления. контроля Виды госуда̣рства деятельность и надзора. классификация Основные ̣ сфере государства. как принцип прокурорский контроль судебный его осуществления и способы Общественный контроль и на̣дзора Пра̣вовое регулирова̣ние ̣ за̣ деятельностью полиции. за̣ полицейской вид госуда̣рственного ка̣к особый на̣дзор Прокурорский деятельностью. правового проблема регулирования судебного
Главная » Статьи » Судебные приставы

История возникновения и развития института судебных приставов.

История возникновения и развития института судебных приставов.

История развития любого правового института тесно связана с его периодизацией, так как любое развитие происходит поэтапно. В своём развитии институт судебных приставов прошёл несколько этапов, которые именовались в разное время по-разному.

«В системе государственного устройства России судебный пристав – фигура исторически традиционная. Упоминания о нем нетрудно отыскать в документальных актах, действие которых относится по времени к периоду феодальной раздробленности Руси в Новгородской и Псковской судных грамотах, датированных XV веком»[1].

Рыжова Ю.Н. отмечает, что институт судебных приставов возник как система должностных лиц, состоящих при судебных ведомствах. В их обязанности входило совершение отдельных действий процессуального и вспомогательного характера при расследовании уголовных дел и исполнении решений суда[2].

Из сказанного можно сделать вывод о том, что институт судебных приставов во все времена имел важное значение.

В развитии института судебных приставов выделяют четыре основных периода развития:

  1. Период Древней Руси, феодальной раздробленности и сословно-представительной монархии;
  2. Период абсолютной монархии;
  3. Советский период;
  4. Постсоветский период.

Названная периодизация является условной, обобщенной, и одной из многих.

Первый этап - период Древней Руси, феодальной раздробленности и сословно-представительной монархии - начался одновременно с формированием Древнерусского государства. Об этом можно судить, если обратить внимание на  норма одного из первых источников древнерусского права – Русской правды (11 в.). Данный источник предусматривал «обиду» в качестве одного из нарушений права и устанавливал наказания за совершение в виде штрафных санкций. Такие санкции назывались княжескими вирами. Обязанности по их сбору были возложены на  княжескую дружину. Таким образом, отдельной должности по данному направлению в то время ещё не было, однако функция сбора штрафа (или принудительного исполнения решения о взыскании суммы штрафа) уже возникла.

Следующим источником норм в истории института судебных приставов стала Псковская судная грамота (15 в.). Согласно этого документа решения князя, а так же его окружения должны были исполнять подвойские приставы. Ст. 57 Псковской судной грамоты определяла их полномочия. Среди них выделялось право входить в чужое владение вместе с истцом без препятствий, разыскивать и осуществлять изъятие имущества, находящегося у  должника. Пристав мог заниматься  розыском вора, задерживать его и арестовывать, а в случае оказания сопротивления мог применять различные средства и силу. Также пристав мог лишить жизни должника, оказывающего сопротивление.

Дальнейшее развитие современного института судебных приставов связано с Судебником 1497 года. Данный закон представлял собой кодифицированный источник древнерусского права. При анализе его положений можно проследить, что институт приставов обрёл еще более важную роль в осуществлении правосудия.

В Судебнике указываются действия пристава, направленные  на осуществление его функций. Ст. 28 Судебника регулирует порядок выдачи приставных грамот. Приставная грамота выдавалась приставу и наделяла его правом брать на поруки ответчика при вызове в суд, осуществлять обыски и другие действия в целях расследования или исполнения приговора. Вызовами в суд занимались отдельные лица, именовавшиеся ездовыми, недельщиками и  доводчиками.

Необходимо обратить внимание на ст. 44 Судебника, которая предусматривала вознаграждение пристава.

Следующей ступенью развития института судебных приставов стал Судебник 1550 года. Здесь основное внимание уделялось регулированию русского судоустройства и судопроизводства.

Особо следует отметить роль 17 века в развитии института судебных приставов. В это время продолжалось расширение земель Русского государства, а также становление его  централизации. Данный период связан с появлением одного из значимых правовых актов Русского государства – Соборного Уложения 1649 года.

В вопросе регулирования института судебных приставов  Соборное Уложение имело сходство с Судебниками 1497 и 1550 годов. Например, в нем, предусматривались должности приставов и недельщиков. В их функции входил определенный круг обязанностей, таких как: по челобитной истца доставлять в суд ответчика, разыскивать преступников, недельщик или пристав могли произвести арест, принудительно доставить в суд. Все их действия подлежали оплате за счет виновной стороны.

В то время приставы и другие должностные лица с похожими обязанностями именовались по-разному: вирниками, отроками, мечниками,  позовниками, подвойскими, недельщиками, но пристав являлся должностным лицом судебного ведомства.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что уже в период Древнерусского государства институт судебного пристава существовал. В его обязанности входило выполнение функций по обеспечению установленного порядка судопроизводства, по исполнению судебных решений.

Второй этап истории развития института судебных приставов связан с периодом становления монархии в Российском государстве в 18 – начале 19 вв.

В это время продолжало применяться Соборное Уложение 1649 года. Его применение подтвердил Петр I своим Указом от 15 июня 1714 г. Во время правления Петра I было принято множество правовых актов, которые применялись наряду с уже существовавшими на тот момент времени источниками права.

Исполнением решений судов, а также других государственных органов и должностных лиц занимался специальный орган , который именовался - Юстиц-коллегия. Юстиц-коллегия была создана  по Указу Петра I 12 декабря 1717 г. В её состав вошел и  Урядный приказ, занимавшийся исполнительно-распорядительной деятельностью. Именно он  и осуществлял те функции, которые сегодня принято относить к функциям Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации.

После Петра I в 1738 году приказы были заменены другими органами – Департаментами.

Следующие перемены в организации института судебных приставов произошли во времена правления Екатерины II. В 1782 году она присвоила полномочия урядников полиции. В 1786 году, урядники были разделены на две категории. Одни стали именоваться полицейскими приставами, которые исполняли решения судов, а другие - становыми приставами, осуществляющими охрану.

Позднее, после учреждения министерств, органы приставов стали относиться к разным ведомствам: исполнительная полиция – к министерству полиции, становые приставы - к Министерству юстиции.

Полномочия судебных приставов с 18 до середины 19 века  выполняли полицейские. Объединение в одном государственном органе и полицейских, и судебно-вспомогательных полномочий создавало много трудностей, но в 1864 году этот недостаток устранили. В ходе судебной реформы 1864 года при  Александре II общая полиция была заменена судебно-вспомогательным органом. Таким образом, институт судебных приставов стал организовываться в прежнем виде.

«В соответствии с Учреждением судебных установлений (правовым актом, утвержденным 20 ноября 1864 г. императором Александром II) судебные приставы избирались  для исполнения служебных обязанностей председателями соответствующих судов и обер-прокурорами кассационных департаментов Правительствующего сената после надлежащего удостоверения в благонадежной нравственности и способности кандидатов к исполнению принимаемых ими на себя обязанностей»[3].

С этого времени было законодательно закреплено понятие «судебный пристав». Судебным приставом признавалось должностное лицо, которое  состояло при уголовном и гражданском кассационных департаментах Сената, судебных палатах, окружных судах, съездах мировых судей и при мировых судьях.

В образовавшуюся систему приставов были включены частные становые приставы, городские следственные приставы и судебные. Их обязанности определялись следующим кругом действий:

  1. Осуществление привода лиц, не желающих самостоятельно являться в суд по повестке;
  2. Оповещение сторон о судебных заседаниях путем доставки им повесток, доставка судебных документов по назначению;
  3. Взыскание денежных сумм с должников до вынесения судебного решения;
  4. Исполнение судебных решений, постановлений и определений, распоряжений судей;
  5. Исполнение иных обязанностей по поручениям судов.

Должности судебных приставов замещались в то время путем назначения сотрудников, состоявших на канцелярской службе в различных органах. Назначение осуществлял председательствующий судья. Лицо, назначенное на эту должность, должно было быть утверждено, и для этого имелись три обязательных условия. Во-первых, человек, избранный на должность судебного пристава, должен был выдержать годовой испытательный срок. Во-вторых, было обязательным внесение залога. Залог был предусмотрен в целях обеспечения погашения возможного ущерба от незаконных действий пристава, еще не прошедшего испытание. Третьим условием было принятие присяги, которая проводилась на общем собрании департамента или отделения соответствующего суда[4].

Должности судебных приставов относились к должностям государственной службы, и  приставам присваивались классные чины.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что к 20 веку в России полностью сформировался институт судебных приставов. Судебные приставы осуществляли деятельность по принудительному исполнению решений судов как уголовным, так и по гражданским делам.

Третий этап развития института судебных приставов начался уже в советский период – с 1917 года.

24 ноября 1917 года после революции  институт судебных приставов был упразднен принятием Декрета СНК РСФСР «О суде». Этот Декрет постановил: «упразднить доныне существующие общие судебные установления, как-то:   окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми  департаментами, военные и морские суды всех наименований»[5].

Таким образом, новый, советский этап развития института судебных приставов начался отменой всех существовавших и относившихся к нему органов и учреждений. После принятия Декрета, должный порядок в судах обеспечивали красногвардейцы, затем к исполнению обязанностей были привлечены органы милиции. Милиция исполняла функции по вручению повесток участникам судебных заседаний и занималась исполнением судебных приговоров. Денежные и другие материальные взыскания по гражданским делам производились судебными исполнителями. Данные лица, помимо прямых обязанностей, присущих приставам, осуществляли нотариальные исполнительные надписи нотариусов, удостоверяли подлинность судебных актов.

Важно отметить, что в то время судебные исполнители существовали не во всех населенных пунктах. В таких случаях исполнение судебных решений, а также решений земельных комиссий производили волостные исполнительные комитеты,  милиция, и некоторые другие органы и должностные лица.

Например, в соответствии с Декретом ВЦИК СНК РСФСР от 11.07.1923   при установлении случаев уклонения от неуплаты налогов дело подлежало  передаче в суд. Далее, после принятия соответствующего решения суда финансовый либо налоговый инспектор производил опись взыскиваемого имущества неплательщика, организовывал проведение торгов; после реализации имущества  передавал вырученные средства в кассу соответствующего волостного исполнительного комитета с последующим уведомлением финансового или продовольственного органа о результатах торгов[6].

Говоря об исполнении судебных решений в советский период, необходимо указать, что данная деятельность регулировалась различными нормативными актами, и по мере необходимости в них периодически вносились необходимые изменения и дополнения. Среди таких нормативно-правовых актов можно выделить следующие:

  1. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 10 июля 1923 года[7];
  2. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 года[8];
  3. Закон СССР «Об утверждении Основ законодательства о судоустройстве СССР, Союзных и автономных республик» от 25 декабря 1958 года[9];
  4.  Основы гражданского судопроизводства СССР и союзных республик от 08 декабря 1961 года[10];
  5. Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 08 июля 1981 года[11];
  6. Инструкция об исполнительном производстве», утвержденная приказом Минюста СССР от 15 ноября 1985 года[12].

Помимо перечисленного, отдельные вопросы толкования указанного законодательства и правоприменительной регулировались Постановлениями Пленумов Верховного суда СССР.

Таким образом, на основе вышеперечисленных нормативно-правовых актов в советский период регулировался институт судебных приставов.

Через шесть лет после отмены судебных приставов, в 1923 году ГПК РСФСР был восстановлен данный институт. Следует отметить, что часть пятая указанного кодекса полностью посвящена правовой  регламентации исполнения судебных решений приставами[13]. В ней были урегулированы следующие вопросы:

  1. Перечень судебных актов, которые подлежали исполнению приставами;
  2. Порядок возбуждения исполнительного производства;
  3. Порядок принудительного исполнения судебных решений, в том числе обращения взыскания на имущество и заработную плату должника, порядок производства взыскания с государственных организаций;
  4. Порядок реализации изъятого у должника имущества.

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 года закреплял перечень актов, подлежащих исполнению приставами. К ним относились решения и приказы судов по гражданским делам, определения судов по делам особых производств и об обеспечении исков, определения судов по гражданским делам о наложении штрафов, решения Арбитражных и Земельных Комиссий[14].

В соответствии с советским законодательством на должность судебного пристава-исполнителя мог быть назначен гражданин, соответствовавший определенным требованиям. Гражданин должен был пользоваться избирательными правами, нести службу на протяжении года в органе юстиции Советского государства, либо необходимо было сдать экзамен при губернском суде.

Назначение на должности и увольнение судебных исполнителей производилось на основании распоряжения председателя соответствующего  суда. Судьи также осуществляли и контроль деятельности судебных исполнителей.

Иным не менее важным нормативно-правовым актом в истории отечественного института судебных приставов стал Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 года[15]. Данный кодекс применялся на территории нашей страны и после распада СССР, до 2003 года. В отличие от ГПК РСФСР 1923 был  значительно расширен круг актов, которые подлежали исполнению. К числу таких актов Кодекс 1964 г. отнёс следующие:

  1. Решения, определения и постановления судов по гражданским делам;
  2. Приговоры, определения и постановления судов по уголовным делам в части имущественных взысканий;
  3. Постановления судьи или суда и общественные приговоры в части имущественных взысканий за совершение административных проступков;
  4. Мировые соглашения, утвержденные судом;
  5. Исполнительные надписи нотариальных органов;
  6. Решения органов арбитража в предусмотренных законом случаях;
  7. Решения Морской и Внешнеторговой арбитражных комиссий при Всесоюзной Торговой Палате и арбитражей, специально образуемых для рассмотрения отдельных дел;
  8. Не оплаченные в срок платежные требования, акцептованные плательщиком;
  9. Решения товарищеских судов об имущественных взысканиях;
  10.  Решения третейских судов;
  11.  Решения комиссий по трудовым спорам;
  12.  Постановления фабричных, заводских, местных комитетов профессиональных союзов по трудовым спорам и по спорам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
  13.  Постановления комиссий по делам несовершеннолетних о денежных взысканиях в установленных законом случаях[16];
  14.  Постановления административных органов или должностных лиц, которым законом предоставлено право производить взыскания с граждан в бесспорном порядке;
  15.  Решения исполнительных комитетов районных, городских Советов депутатов трудящихся о принудительной продаже второго дома, принадлежащего гражданину на праве личной собственности;
  16.  Решения исполнительных комитетов сельских, поселковых и городских Советов депутатов трудящихся о взыскании с государственных учреждений, предприятий, колхозов и иных кооперативных и общественных организаций ущерба за потравы посевов и повреждение насаждений;
  17.  Решения иностранных судов в предусмотренных законом случаях[17].

 

Из приведенного списка видно, что круг полномочий и обязанностей судебных исполнителей в советский период был широк.

Начиная со времени принятия рассматриваемого Кодекса, приставы стали называться так, как именуются сейчас в соответствии с действующим законодательством - судебными исполнителями.

Советское законодательство, определяющее порядок принудительного исполнения судебных актов, действовало и на территории Российской Федерации.

Однако после распада СССР изменилась политическая и экономическая ситуация, в стране, а с ней изменились экономические и правовые приоритеты общества. В такой обстановке советское законодательство не смогло эффективно регулировать правоотношения и требовалось обновление правовой основы судебно-исполнительной деятельности.   

Стало очевидным, что нужна судебная реформа, которая не могла быть осуществлена без реформы системы принудительного исполнения судебных актов и актов других органов власти и управления. Говоря о реформировании института судебных приставов, нельзя не отметить, что причиной острой необходимости реформирования стали положения новой Конституции 1993 года, которая предусматривала принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную[18]. Следовательно, подчиненность судебных приставов судам не соответствовала новому законодательству, в частности, Конституции РФ 1993 года, так как исполнение судебных решений должно было относиться к компетенции органов исполнительной власти, а не судебной.

Принятие ФЗ от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» стало началом заключительного, современного этапа развития института судебных приставов[19]. В соответствии с новым указанным законом деятельность приставов была передана под контроль Министерства юстиции России.

Рассмотрев исторический аспект развития института судебных приставов, важно отметить, что вопрос периодизации является неоднозначным. В подтверждение  этому можно привести тот факт, что периоды развития данного института не всегда совпадали с периодами развития общей истории Российского государства. Например, СССР распался, и образовалась Российская Федерация в 1991 году, однако вопросы исполнительного производства и деятельность судебных приставов, не смотря на перемены, регулировалась старым советским законодательством. В этой связи возникает сомнение о том,  к какому этапу относить период развития института службы судебных приставов с 1991 по 1997 год, когда было отменено советское законодательство, регулировавшее деятельность приставов и принят Федеральный закон «О судебных приставах»? Возможно, что в данном случае период с 1991 г. по 1997 г. можно считать переходным периодом.

 


[1]              Борискин В.В., Соболев М.В. Генезис деятельности службы судебных приставов в России //Социогуманитарный вестник. 2011. № 6. – С. 108.

[2]              См.: Рыжова Ю.Н. Производство дознания в федеральной службе судебных приставов. Дис. канд. Юр. наук. М., 2009. – С.  25.

[3]              Борискин В.В., Соболев М.В. Генезис деятельности службы судебных приставов в России // Социогуманитарный вестник. 2011. № 6. – С. 109.

[4]              См.: Там же.

[5]              Декрет СНК РСФСР «О суде» от 22 ноября (5 декабря) 1917 г. [Электронный ресурс]// http://www.libussr.ru/

[6]              См.: Декрет ВЦИК СНК РСФСР от 11.07.1923 «Инструкция о порядке привлечения к ответственности за нарушение Декрета об едином сельскохозяйственном налоге и о порядке возбуждения, направления и рассмотрения дел об этих нарушениях» - [Электронный ресурс] // http://www.libussr.ru/

[7]              См.: Постановление ВЦИК от 10.07.1923 «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса РСФСР (вместе с Гражданским процессуальным кодексом РСФСР)» - [Электронный ресурс] // http://www.libussr.ru/

[8]              См.: Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407.

[9]              См.: Закон СССР от 25.12.1958 «Об утверждении Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик» (вместе с Основами законодательства) // Ведомости ВС СССР. 1958. № 1. Ст. 12.

[10]             См.: Закон СССР от 08.12.1961 «Об утверждении Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик» (вместе с Основами законодательства) // Ведомости ВС СССР. 1961. № 50. Ст. 526.

[11]             См.: Закон РСФСР от 08.07.1981 г. «О судоустройстве РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1981. № 28. Ст. 976.

[12]             См.: Инструкция об исполнительном производстве (утв. Приказом Минюста СССР от 15.11.1985 № 22) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1987. № 11.

[13]             См.: Постановление ВЦИК от 10.07.1923 «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса РСФСР (вместе с Гражданским процессуальным кодексом РСФСР)» - [Электронный ресурс] // http://www.libussr.ru/

[14]             См.: Там же.

[15]             См.: Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407.

[16]             См.: Там же.

[17]             См.: Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407.

[18]            См.: Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

[19]            См.: Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ в ред. от 06.12.2011 «О судебных приставах» с изм. и доп., вступающими в силу с 23.07.2012 // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.

Категория: Судебные приставы | Добавил: Admin (07.12.2015) W
Просмотров: 5455 | Теги: История возникновения, развития, института, судебных приставов. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar