Главная » Статьи » Судебные приставы |
История возникновения и развития института судебных приставов. История развития любого правового института тесно связана с его периодизацией, так как любое развитие происходит поэтапно. В своём развитии институт судебных приставов прошёл несколько этапов, которые именовались в разное время по-разному. «В системе государственного устройства России судебный пристав – фигура исторически традиционная. Упоминания о нем нетрудно отыскать в документальных актах, действие которых относится по времени к периоду феодальной раздробленности Руси в Новгородской и Псковской судных грамотах, датированных XV веком»[1]. Рыжова Ю.Н. отмечает, что институт судебных приставов возник как система должностных лиц, состоящих при судебных ведомствах. В их обязанности входило совершение отдельных действий процессуального и вспомогательного характера при расследовании уголовных дел и исполнении решений суда[2]. Из сказанного можно сделать вывод о том, что институт судебных приставов во все времена имел важное значение. В развитии института судебных приставов выделяют четыре основных периода развития:
Названная периодизация является условной, обобщенной, и одной из многих. Первый этап - период Древней Руси, феодальной раздробленности и сословно-представительной монархии - начался одновременно с формированием Древнерусского государства. Об этом можно судить, если обратить внимание на норма одного из первых источников древнерусского права – Русской правды (11 в.). Данный источник предусматривал «обиду» в качестве одного из нарушений права и устанавливал наказания за совершение в виде штрафных санкций. Такие санкции назывались княжескими вирами. Обязанности по их сбору были возложены на княжескую дружину. Таким образом, отдельной должности по данному направлению в то время ещё не было, однако функция сбора штрафа (или принудительного исполнения решения о взыскании суммы штрафа) уже возникла. Следующим источником норм в истории института судебных приставов стала Псковская судная грамота (15 в.). Согласно этого документа решения князя, а так же его окружения должны были исполнять подвойские приставы. Ст. 57 Псковской судной грамоты определяла их полномочия. Среди них выделялось право входить в чужое владение вместе с истцом без препятствий, разыскивать и осуществлять изъятие имущества, находящегося у должника. Пристав мог заниматься розыском вора, задерживать его и арестовывать, а в случае оказания сопротивления мог применять различные средства и силу. Также пристав мог лишить жизни должника, оказывающего сопротивление. Дальнейшее развитие современного института судебных приставов связано с Судебником 1497 года. Данный закон представлял собой кодифицированный источник древнерусского права. При анализе его положений можно проследить, что институт приставов обрёл еще более важную роль в осуществлении правосудия. В Судебнике указываются действия пристава, направленные на осуществление его функций. Ст. 28 Судебника регулирует порядок выдачи приставных грамот. Приставная грамота выдавалась приставу и наделяла его правом брать на поруки ответчика при вызове в суд, осуществлять обыски и другие действия в целях расследования или исполнения приговора. Вызовами в суд занимались отдельные лица, именовавшиеся ездовыми, недельщиками и доводчиками. Необходимо обратить внимание на ст. 44 Судебника, которая предусматривала вознаграждение пристава. Следующей ступенью развития института судебных приставов стал Судебник 1550 года. Здесь основное внимание уделялось регулированию русского судоустройства и судопроизводства. Особо следует отметить роль 17 века в развитии института судебных приставов. В это время продолжалось расширение земель Русского государства, а также становление его централизации. Данный период связан с появлением одного из значимых правовых актов Русского государства – Соборного Уложения 1649 года. В вопросе регулирования института судебных приставов Соборное Уложение имело сходство с Судебниками 1497 и 1550 годов. Например, в нем, предусматривались должности приставов и недельщиков. В их функции входил определенный круг обязанностей, таких как: по челобитной истца доставлять в суд ответчика, разыскивать преступников, недельщик или пристав могли произвести арест, принудительно доставить в суд. Все их действия подлежали оплате за счет виновной стороны. В то время приставы и другие должностные лица с похожими обязанностями именовались по-разному: вирниками, отроками, мечниками, позовниками, подвойскими, недельщиками, но пристав являлся должностным лицом судебного ведомства. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что уже в период Древнерусского государства институт судебного пристава существовал. В его обязанности входило выполнение функций по обеспечению установленного порядка судопроизводства, по исполнению судебных решений. Второй этап истории развития института судебных приставов связан с периодом становления монархии в Российском государстве в 18 – начале 19 вв. В это время продолжало применяться Соборное Уложение 1649 года. Его применение подтвердил Петр I своим Указом от 15 июня 1714 г. Во время правления Петра I было принято множество правовых актов, которые применялись наряду с уже существовавшими на тот момент времени источниками права. Исполнением решений судов, а также других государственных органов и должностных лиц занимался специальный орган , который именовался - Юстиц-коллегия. Юстиц-коллегия была создана по Указу Петра I 12 декабря 1717 г. В её состав вошел и Урядный приказ, занимавшийся исполнительно-распорядительной деятельностью. Именно он и осуществлял те функции, которые сегодня принято относить к функциям Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации. После Петра I в 1738 году приказы были заменены другими органами – Департаментами. Следующие перемены в организации института судебных приставов произошли во времена правления Екатерины II. В 1782 году она присвоила полномочия урядников полиции. В 1786 году, урядники были разделены на две категории. Одни стали именоваться полицейскими приставами, которые исполняли решения судов, а другие - становыми приставами, осуществляющими охрану. Позднее, после учреждения министерств, органы приставов стали относиться к разным ведомствам: исполнительная полиция – к министерству полиции, становые приставы - к Министерству юстиции. Полномочия судебных приставов с 18 до середины 19 века выполняли полицейские. Объединение в одном государственном органе и полицейских, и судебно-вспомогательных полномочий создавало много трудностей, но в 1864 году этот недостаток устранили. В ходе судебной реформы 1864 года при Александре II общая полиция была заменена судебно-вспомогательным органом. Таким образом, институт судебных приставов стал организовываться в прежнем виде. «В соответствии с Учреждением судебных установлений (правовым актом, утвержденным 20 ноября 1864 г. императором Александром II) судебные приставы избирались для исполнения служебных обязанностей председателями соответствующих судов и обер-прокурорами кассационных департаментов Правительствующего сената после надлежащего удостоверения в благонадежной нравственности и способности кандидатов к исполнению принимаемых ими на себя обязанностей»[3]. С этого времени было законодательно закреплено понятие «судебный пристав». Судебным приставом признавалось должностное лицо, которое состояло при уголовном и гражданском кассационных департаментах Сената, судебных палатах, окружных судах, съездах мировых судей и при мировых судьях. В образовавшуюся систему приставов были включены частные становые приставы, городские следственные приставы и судебные. Их обязанности определялись следующим кругом действий:
Должности судебных приставов замещались в то время путем назначения сотрудников, состоявших на канцелярской службе в различных органах. Назначение осуществлял председательствующий судья. Лицо, назначенное на эту должность, должно было быть утверждено, и для этого имелись три обязательных условия. Во-первых, человек, избранный на должность судебного пристава, должен был выдержать годовой испытательный срок. Во-вторых, было обязательным внесение залога. Залог был предусмотрен в целях обеспечения погашения возможного ущерба от незаконных действий пристава, еще не прошедшего испытание. Третьим условием было принятие присяги, которая проводилась на общем собрании департамента или отделения соответствующего суда[4]. Должности судебных приставов относились к должностям государственной службы, и приставам присваивались классные чины. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что к 20 веку в России полностью сформировался институт судебных приставов. Судебные приставы осуществляли деятельность по принудительному исполнению решений судов как уголовным, так и по гражданским делам. Третий этап развития института судебных приставов начался уже в советский период – с 1917 года. 24 ноября 1917 года после революции институт судебных приставов был упразднен принятием Декрета СНК РСФСР «О суде». Этот Декрет постановил: «упразднить доныне существующие общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований»[5]. Таким образом, новый, советский этап развития института судебных приставов начался отменой всех существовавших и относившихся к нему органов и учреждений. После принятия Декрета, должный порядок в судах обеспечивали красногвардейцы, затем к исполнению обязанностей были привлечены органы милиции. Милиция исполняла функции по вручению повесток участникам судебных заседаний и занималась исполнением судебных приговоров. Денежные и другие материальные взыскания по гражданским делам производились судебными исполнителями. Данные лица, помимо прямых обязанностей, присущих приставам, осуществляли нотариальные исполнительные надписи нотариусов, удостоверяли подлинность судебных актов. Важно отметить, что в то время судебные исполнители существовали не во всех населенных пунктах. В таких случаях исполнение судебных решений, а также решений земельных комиссий производили волостные исполнительные комитеты, милиция, и некоторые другие органы и должностные лица. Например, в соответствии с Декретом ВЦИК СНК РСФСР от 11.07.1923 при установлении случаев уклонения от неуплаты налогов дело подлежало передаче в суд. Далее, после принятия соответствующего решения суда финансовый либо налоговый инспектор производил опись взыскиваемого имущества неплательщика, организовывал проведение торгов; после реализации имущества передавал вырученные средства в кассу соответствующего волостного исполнительного комитета с последующим уведомлением финансового или продовольственного органа о результатах торгов[6]. Говоря об исполнении судебных решений в советский период, необходимо указать, что данная деятельность регулировалась различными нормативными актами, и по мере необходимости в них периодически вносились необходимые изменения и дополнения. Среди таких нормативно-правовых актов можно выделить следующие:
Помимо перечисленного, отдельные вопросы толкования указанного законодательства и правоприменительной регулировались Постановлениями Пленумов Верховного суда СССР. Таким образом, на основе вышеперечисленных нормативно-правовых актов в советский период регулировался институт судебных приставов. Через шесть лет после отмены судебных приставов, в 1923 году ГПК РСФСР был восстановлен данный институт. Следует отметить, что часть пятая указанного кодекса полностью посвящена правовой регламентации исполнения судебных решений приставами[13]. В ней были урегулированы следующие вопросы:
Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 года закреплял перечень актов, подлежащих исполнению приставами. К ним относились решения и приказы судов по гражданским делам, определения судов по делам особых производств и об обеспечении исков, определения судов по гражданским делам о наложении штрафов, решения Арбитражных и Земельных Комиссий[14]. В соответствии с советским законодательством на должность судебного пристава-исполнителя мог быть назначен гражданин, соответствовавший определенным требованиям. Гражданин должен был пользоваться избирательными правами, нести службу на протяжении года в органе юстиции Советского государства, либо необходимо было сдать экзамен при губернском суде. Назначение на должности и увольнение судебных исполнителей производилось на основании распоряжения председателя соответствующего суда. Судьи также осуществляли и контроль деятельности судебных исполнителей. Иным не менее важным нормативно-правовым актом в истории отечественного института судебных приставов стал Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 года[15]. Данный кодекс применялся на территории нашей страны и после распада СССР, до 2003 года. В отличие от ГПК РСФСР 1923 был значительно расширен круг актов, которые подлежали исполнению. К числу таких актов Кодекс 1964 г. отнёс следующие:
Из приведенного списка видно, что круг полномочий и обязанностей судебных исполнителей в советский период был широк. Начиная со времени принятия рассматриваемого Кодекса, приставы стали называться так, как именуются сейчас в соответствии с действующим законодательством - судебными исполнителями. Советское законодательство, определяющее порядок принудительного исполнения судебных актов, действовало и на территории Российской Федерации. Однако после распада СССР изменилась политическая и экономическая ситуация, в стране, а с ней изменились экономические и правовые приоритеты общества. В такой обстановке советское законодательство не смогло эффективно регулировать правоотношения и требовалось обновление правовой основы судебно-исполнительной деятельности. Стало очевидным, что нужна судебная реформа, которая не могла быть осуществлена без реформы системы принудительного исполнения судебных актов и актов других органов власти и управления. Говоря о реформировании института судебных приставов, нельзя не отметить, что причиной острой необходимости реформирования стали положения новой Конституции 1993 года, которая предусматривала принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную[18]. Следовательно, подчиненность судебных приставов судам не соответствовала новому законодательству, в частности, Конституции РФ 1993 года, так как исполнение судебных решений должно было относиться к компетенции органов исполнительной власти, а не судебной. Принятие ФЗ от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» стало началом заключительного, современного этапа развития института судебных приставов[19]. В соответствии с новым указанным законом деятельность приставов была передана под контроль Министерства юстиции России. Рассмотрев исторический аспект развития института судебных приставов, важно отметить, что вопрос периодизации является неоднозначным. В подтверждение этому можно привести тот факт, что периоды развития данного института не всегда совпадали с периодами развития общей истории Российского государства. Например, СССР распался, и образовалась Российская Федерация в 1991 году, однако вопросы исполнительного производства и деятельность судебных приставов, не смотря на перемены, регулировалась старым советским законодательством. В этой связи возникает сомнение о том, к какому этапу относить период развития института службы судебных приставов с 1991 по 1997 год, когда было отменено советское законодательство, регулировавшее деятельность приставов и принят Федеральный закон «О судебных приставах»? Возможно, что в данном случае период с 1991 г. по 1997 г. можно считать переходным периодом.
[1] Борискин В.В., Соболев М.В. Генезис деятельности службы судебных приставов в России //Социогуманитарный вестник. 2011. № 6. – С. 108. [2] См.: Рыжова Ю.Н. Производство дознания в федеральной службе судебных приставов. Дис. канд. Юр. наук. М., 2009. – С. 25. [3] Борискин В.В., Соболев М.В. Генезис деятельности службы судебных приставов в России // Социогуманитарный вестник. 2011. № 6. – С. 109. [4] См.: Там же. [5] Декрет СНК РСФСР «О суде» от 22 ноября (5 декабря) 1917 г. [Электронный ресурс]// http://www.libussr.ru/ [6] См.: Декрет ВЦИК СНК РСФСР от 11.07.1923 «Инструкция о порядке привлечения к ответственности за нарушение Декрета об едином сельскохозяйственном налоге и о порядке возбуждения, направления и рассмотрения дел об этих нарушениях» - [Электронный ресурс] // http://www.libussr.ru/ [7] См.: Постановление ВЦИК от 10.07.1923 «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса РСФСР (вместе с Гражданским процессуальным кодексом РСФСР)» - [Электронный ресурс] // http://www.libussr.ru/ [8] См.: Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407. [9] См.: Закон СССР от 25.12.1958 «Об утверждении Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик» (вместе с Основами законодательства) // Ведомости ВС СССР. 1958. № 1. Ст. 12. [10] См.: Закон СССР от 08.12.1961 «Об утверждении Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик» (вместе с Основами законодательства) // Ведомости ВС СССР. 1961. № 50. Ст. 526. [11] См.: Закон РСФСР от 08.07.1981 г. «О судоустройстве РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1981. № 28. Ст. 976. [12] См.: Инструкция об исполнительном производстве (утв. Приказом Минюста СССР от 15.11.1985 № 22) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1987. № 11. [13] См.: Постановление ВЦИК от 10.07.1923 «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса РСФСР (вместе с Гражданским процессуальным кодексом РСФСР)» - [Электронный ресурс] // http://www.libussr.ru/ [14] См.: Там же. [15] См.: Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407. [16] См.: Там же. [17] См.: Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407. [18] См.: Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445. [19] См.: Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ в ред. от 06.12.2011 «О судебных приставах» с изм. и доп., вступающими в силу с 23.07.2012 // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590. | |
Просмотров: 5455 | | |
Всего комментариев: 0 | |