Пятница, 03.05.2024, 12:13
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Реклама
Статистика
Вход на сайт
Поиск
Архив записей
института История возникновения развития судебных приставов. основные направления деятельности правовой статус сотрудников. принципы судебных приставов вопросы подчиненности на федеральном уровне структура уровне субъекта. Федеральной службы взаимодействие органами с правоохранительными службы судом. меры по повышению организационно-управленческие правовые эффективности деятельности брака заключения порядок Российской РФ Федерации Брачный возраст подробное описание брак вступлении медицинское освидетельствование при криминалистической веществ взрывных взрывчатых Возникновения зарождения история устройств взрывотехники Понятие задачи взрывотехнических изъятие Исследование Обнаружение объектов осмотр фиксация заключение госуда̣рственного за̣конность сфера упра̣вления. контроля Виды госуда̣рства деятельность и надзора. классификация Основные ̣ сфере государства. как принцип прокурорский контроль судебный его осуществления и способы Общественный контроль и на̣дзора Пра̣вовое регулирова̣ние ̣ за̣ деятельностью полиции. за̣ полицейской вид госуда̣рственного ка̣к особый на̣дзор Прокурорский деятельностью. правового проблема регулирования судебного
Главная » Статьи » Судебные приставы

Понятие, принципы, основные направления деятельности службы судебных приставов, правовой статус сотрудников.

Понятие, принципы, основные направления деятельности

службы судебных приставов, правовой статус сотрудников.

 

Понятие, принципы, направления деятельности службы судебных приставов,  правовой статус ее сотрудников и иные вопросы регулируются законодательством РФ. Следовательно, прежде чем рассматривать вопросы деятельности судебных приставов, важно определить нормативно-правовую основу их деятельности.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ в ред. от 06.12.2011 г.  «О судебных приставах» правовую основу деятельности судебных приставов составляют следующие нормативно-правовые акты:

  1. Конституция РФ;
  2.  Федеральный закон «О судебных приставах»;
  3. Федеральный закон «Об исполнительном производстве»;
  4. Иные федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты[1].

Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ в ред. от 06.12.2011 г. «О судебных приставах» является основным, он регулирует деятельность службы судебных приставов в Российской Федерации. В данном законе закреплены следующие положения:

  1. Общие положения о деятельности службы судебных приставов (задачи, правовая основа, принципы деятельности);
  2. Полномочия Министерства юстиции РФ, главного судебного пристава РФ, главных судебных приставов субъектов РФ и ставших судебных приставов по организации деятельности службы судебных приставов;
  3. Обязанности, права и ответственность судебных приставов;
  4. Гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов;
  5. Общие принципы финансирования и материально-технического обеспечения службы судебных приставов[2].

Следует обратить внимание, что именно данный закон был положён в основу новому этапу развития российского института службы судебных приставов.

Следующий нормативно-правовой акт, регулирующий деятельность службы судебных приставов – Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ в ред. от 28.07.2012 г.[3]. Данный закон был принят через десять лет после вступления в силу ФЗ «О судебных приставах» в целях детальной регламентации основного вида деятельности судебных приставов. Указанный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты РФ, муниципальные образования (далее - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества или совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий[4]. К основным вопросам, регулируемым данным законом, относится закрепление основных положений об исполнительном производстве, перечня исполнительных документов, регламентация порядка исполнительного производства,  исполнительных действий и мер принудительного исполнения, обращения взыскания на имущество должника и  реализации этого имущества, и другие.

Ряд норм по вопросам деятельности и статуса федеральной службы судебных приставов содержатся и в других федеральных законах, таких как: в УПК РФ[5] и ГПК РФ[6],  в ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[7] и иных нормативно-правовых актах.

Следует отметить ряд подзаконных актов, относящихся к организации и деятельности службы судебных приставов:

  1. Указ Президента РФ от 21.05.2012 г. № 636 (ред. от 25.06.2012 г.) «О структуре федеральных органов исполнительной власти»[8];
  2. Указ Президента РФ от 13.10.2004г. № 1316 в ред. от 21.08.2012 г. «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»[9];
  3. Приказ ФССП России от 29.05.2012 г. № 256 «Об утверждении Регламента Федеральной службы судебных приставов»[10];
  4. Приказ ФССП России от 10.12.2010 г. № 682 в ред. от 31.08.2012 г. «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов»[11].

Все рассмотренные нами нормативные правовые акты составляют правовую основу организации и деятельности Федеральной службы судебных приставов в Российской Федерации. 

Рассмотрим в чём заключается понятие Федеральной службы судебных приставов. Необходимо выделить два аспекта:

  1. Федеральная служба судебных приставов (далее – ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти;
  2. ФССП России является правоохранительным органом.

Принадлежность ФССП России к федеральным органам исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 21.05.2012 г. № 636 (ред. от 25.06.2012 г.) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316[12]. В соответствии Положением «Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности»[13].

Следующий аспект, характеризующий федеральную службу судебных приставов России, связан с её принадлежностью к системе правоохранительных органов. Конкретного определения понятия правоохранительного органа в законодательстве РФ не содержится, однако признаки правоохранительных органов и определения этого понятия имеются в монографиях, научных статьях и учебных изданиях, посвященных этой тематике .

Признаки правоохранительного органа указывает А.П. Рыжаков и относит к ним, прежде всего, правоохранительную направленность деятельности. «Правоохранительная деятельность направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов любых субъектов правоотношений, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью»[14]. Второй признак заключается в том, что «правоохранительная деятельность состоит из решений и действий, осуществляемых (принимаемых) уполномоченными на то законодательством субъектами»[15]. Третий признак правоохранительного органа: «правоохранительная деятельность предусмотрена (урегулирована) нормативно-правовыми актами»[16]. Федеральная служба судебных приставов РФ осуществляет деятельность, направленную на защиту законных прав и интересов граждан, организаций и иных субъектов правоотношений. Это выражается в том, что ФССП России исполняет судебные решения. ФССП является уполномоченным государственным органом, деятельность которого осуществляется на основании и в соответствии с законодательством России. Следовательно из этого можно сделать вывод, что ФССП действительно является правоохранительным органом.

Необходимо отметить, большинство иных авторов также относят ФССП России к числу правоохранительных органов. Щукин называет правоохранительными такие органы, в которых осуществляется правоохранительная служба. В качестве таковых помимо прокуратуры, органов внутренних дел, органов государственного контроля над распространением наркотических средств, таможенных органов, налоговых органов и сил обеспечения безопасности РФ он признает службу судебных приставов»[17].

Рассмотрим задачи ФССП России. Их перечень предусмотрен статьей 1 Федерального закона «О судебных приставах» и включает в себя следующие:

  1. обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
  2. Осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц;
  3. Исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством РФ к подведомственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов[18].

Задачи территориальных органов ФССП определяются в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов и формулируются несколько иначе.

Основными задачами УФССП России по Волгоградской области являются:

  1. Обеспечение установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
  2. Организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве;
  3. Организация дознания;
  4. Управление районными, межрайонными и специализированными отделами (структурными подразделениями территориального органа ФССП России)[19].

Одной из наших задач является рассмотрение общих вопросов формирования органов ФССП. В с Федеральном законе от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» определены общие условия и порядок формирования службы судебных приставов.

 Федеральной службой судебных приставов руководит Главный судебный пристав РФ. Руководитель федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов - главный судебный пристав Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации[20].

Территориальным органом ФССП России в субъекте РФ осуществляет руководство Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации. Старший судебный пристав руководит структурным подразделением территориального органа ФССП России[21].

Задачи и направления деятельности, единые для ФССП в целом, имеют некоторые различия в зависимости от специализации деятельности подразделений.

Так, судебные приставы подразделяются на:

  1. судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов;
  2. судебных приставов - исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов[22].

Эти группы приставов в соответствии с законодательством РФ являются государственными служащими. При этом необходимо отметить, что полномочия и требования, предусмотренные Федеральным законом «О судебных приставах», одинаково распространяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов – исполнителей и соответственно обеспечивают единство их правового статуса[23].

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов исполняет следующие функции:

  1. Обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
  2. Исполняет распоряжения судьи, связанные с соблюдением порядка в суде;
  3. Исполняет судебные решения о применении в отношении подсудимого и других лиц мер процессуального принуждения;
  4. Обеспечивает охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;
  5. Проводит проверку и подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность;
  6. Поддерживает охрану общественного порядка в судебных помещениях;
  7. Осуществляет взаимодействие с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, которые содержатся под стражей в целях обеспечения безопасности этих лиц;
  8. Предупреждает и пресекает совершение преступлений и правонарушений, занимается выявлением нарушителей, и при необходимости производит их задержание и передачу органам внутренних дел;
  9. Осуществляет привод лиц, которые уклоняются от явки в суд или к судебному приставу - исполнителю;
  10. Участвует в производстве исполнительных действий.

 

К правам судебного пристава – исполнителя относятся:

  1. Право получения в служебных целях необходимой информации,
  2. Право проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов,
  3. Право давать участникам исполнительного производства поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий,
  4. Право входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им; производить арест, изъятие, передачу на хранение и реализацию арестованного имущества (за исключением ряда случаев),
  5. Иные права.

Законодательство предъявляет жесткие требования к лицу, назначаемому на должность судебного пристава, однако на практике при назначении кандидатов на должности в ФССП конкурсный отбор менее жесткий, чем в других государственных органах.

Перечень требований для кандидатов на должности в ФССП России установлен ст. 3 Федерального закона «О судебных приставах». В соответствии с положениями данной статьи, судебным приставом может быть гражданин РФ, достигший 20-летнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности[24]. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

Статус сотрудника ФССП России предусматривает, что судебные приставы при исполнении своих служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия. Им присваиваются классные чины работников органов юстиции[25].

Законодательство также предусматривает меры и гарантии правовой и социальной защиты сотрудников ФССП РФ. Их перечни содержатся в статьях 20 и 21 Федерального закона «О судебных приставах».

Подводя итог рассмотрения понятия, задач, направлений деятельности и статуса сотрудников службы судебных приставов, можно сделать вывод о том, что данные вопросы законодательством РФ урегулированы довольно подробно. Нужно обратить внимание на то, что ФССП РФ является правоохранительным органом, а сотрудники ФССП государственными гражданскими служащими.

Наиболее проблемными и дискуссионными на сегодняшний день являются вопросы организации и распределения конкретных полномочий между структурными подразделениями ФССП, вопросы производства отдельных исполнительных действий и повышения качества и результативности исполнительной деятельности в целом.

 


[1]              См.: Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ в ред. от 06.12.2011 «О судебных приставах» с изм. и доп., вступающими в силу с 23.07.2012 // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.

[2]              См.: Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ в ред. от 06.12.2011 «О судебных приставах» с изм. и доп., вступающими в силу с 23.07.2012 // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.

[3]              См.: Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ в ред. от 28.07.2012 «Об исполнительном производстве» с изм. и доп., вступающими в силу с 29.10.2012 // СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

[4]              См.: Там же.

[5]              Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ в ред. от 29.11.2012 // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.

[6]              Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ в ред. от 14.06.2012 // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

[7]              Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ в ред. от 21.11.2011 с изм. от 15.11.2012 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

[8]              Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 25.06.2012) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2754.

[9]              Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 в ред. от 21.08.2012 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4111.

[10]             Приказ ФССП России от 29.05.2012 № 256 «Об утверждении Регламента Федеральной службы судебных приставов» (Зарегистрировано в Минюсте России 25 июня 2012 г. № 24684 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 38.

[11]             Приказ ФССП России от 10.12.2010 № 682 в ред. от 31.08.2012 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов» // СПС «КонсультантПлюс».

[12]             Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 в ред. от 21.08.2012 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4111.

[13]             См.: Там же.

[14]            Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов. — М.: ИНФРА-М, 2004. С 11.

[15]             Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов. — М.: ИНФРА-М, 2004. С 11.

[16]             См.: Там же.

[17]            Симонов А.А. Место федеральной службы судебных приставов в системе правоохранительных органов России // ЮристЪ. – 2010. № 1. С. 111.

[18]             Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ в ред. от 06.12.2011 «О судебных приставах» с изм. и доп., вступающими в силу с 23.07.2012 // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.

[19]             Официальный сайт УФССП по Республике Коми // http://www.r11.fssprus.ru/

[20]             См.: Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ в ред. от 06.12.2011 «О судебных приставах» с изм. и доп., вступающими в силу с 23.07.2012 // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.

[21]             См.: Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ в ред. от 06.12.2011 «О судебных приставах» с изм. и доп., вступающими в силу с 23.07.2012 // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.

[22]             См.: Там же.

[23]             См.: Там же.

[24]             См.: Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ в ред. от 06.12.2011 «О судебных приставах» с изм. и доп., вступающими в силу с 23.07.2012 // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.

[25]             См.: Там же. 

Категория: Судебные приставы | Добавил: Admin (07.12.2015) W
Просмотров: 6734 | Теги: правовой статус сотрудников., судебных приставов, принципы, Понятие, основные направления деятельности | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar